Декада психологического здоровья


ОТЧЕТ

о проведении Декады психологического здоровья воспитанников

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Золотая рыбка»

по теме «Психологический статус ребёнка в семье: обязанности, привилегии, взаимоотношения с родителями»

14.03.14г.

 

 

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома».

Л. Толстой

 

            У каждого взрослого человека есть такие воспоминания о детстве, которые наполняют душу несравнимым ни с чем теплом. «Все мы родом из детства…». Самое лучшее нам хочется «взять с собой»  во взрослую жизнь. Именно родительская любовь обеспечивает детям эмоциональную защиту и психологический комфорт, даёт жизненную опору, а любовь и беспредельное доверие ребёнка к родителям делают его особо восприимчивым к их воздействию. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка. Какие факторы влияют на самочувствие детей в семье, и какие условия необходимы для формирования позитивного статуса ребѐнка? Как повысить качество жизни наших детей, как создать условия для их гармоничного и полноценного развития, по- настоящему счастливого детства? Эти вопросы волнуют нас педагогов, в первую очередь.

             В связи с актуальностью проблемы, эта декада, в нашем детском саду посвящена именно теме «Взаимоотношения в семье»

Цель: создание условий, способствующих формированию позитивного статуса ребѐнка в семье, профилактике и коррекции деструктивных взаимоотношений в семье, защите прав ребѐнка.

Декада прошла с 05.03.14г. по 15.03.14г. очень насыщенно, было проведено много разных мероприятий, в которых приняли активное участие дети, их родители и педагоги.

Каждое утро в ДОУ начиналось с утренней гимнастики, которую проводили воспитатели всех возрастных групп совместно с инструктором по физической культуре. Физическое воспитание – это основа для общего развития ребёнка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики. Также «Весёлая зарядка» была направлена на формирование положительной установки на день. Для снятия мышечного напряжения, по утрам дети младших групп выполняли артикуляционную гимнастику «У бабушки с дедушкой».

На протяжении всей декады воспитатели младших  групп беседовали с детьми о семье, читали стихи, рассматривали сюжетные картинки, с целью воспитания в детях ласкового и чуткого отношения к родителям. Дети с удовольствием играли в сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные игры «Семья», «Дочки-матери», «Я – мамина помощница» и др.

В средней  и старшей  группах с детьми также были проведены беседы на темы: «Моя семья», «Наши мамы (папы)», «Дружная семья», «Традиция – основа семьи». Цель бесед: формирование представлений о семье как о людях, живущих вместе; воспитания уважения к родителям, семейным традициям, желание проявлять заботу и внимание к членам семьи. Воспитатели знакомили детей с новыми стихотворениями, рассказами, пословицами и поговорками  на эту тему. Дети каждый день  с удовольствием отгадывали загадки о членах семьи. С большим интересом дети играли в дидактические игры: «Назови ласково», «Скажи, какой, какая?», «Добрые дела» и др. На протяжении всей декады особое место занимала сюжетно-ролевая игра «Семь», т.к. она является первой социальной практикой ребёнка, способом, с помощью которого малыш проникает в жизнь взрослых. В процессе игры воспитателями создавались проблемные ситуации для детей с целью проигрывания гендерных ролей.

Очень интересно в старшей группе прошло мини-интервью «Что такое семья?», «Какой (каким) ты будешь мамой (папой) когда вырастешь?». Ребята свободно высказывали свои мысли, иногда серьёзные, иногда очень смешные.

Так как проведение декады выпало на дни подготовки и празднования Международного Женского дня, 8 марта   многие мероприятия были посвящены маме. Дети своими руками (и при помощи взрослых) делали подарки для мам и бабушек, что воспитывает любовь к родному человеку, побуждает делать приятное. Во всех группах прошли праздничные утренники, организатором которых является музыкальный руководитель: I младшая группа: «Мамин праздник», II младшая группа: «Очень маму я люблю», средняя группа: «Колобок наоборот», старшая группа:  «Принцесса на горошине». Дети с удовольствие поздравляли своих мам, бабушек, сестёр песнями, танцами, стихами. Именно на музыкальных праздниках становятся очевидными успехи детей и результаты труда всех специалистов, которые приняли непосредственное участие в изготовлении атрибутики, наглядного материала, масок и костюмов, в исполнении ролей. На праздник пришло много родителей, которые принимали активное участие в различных конкурсах, забавах. Проведение утренников способствует созданию условий, способствующих психологическому сближению родителей и детей; стимулирует родителей к совместной деятельности вместе с детьми; «обновляет» чувства родителей и детей, создаёт условия для обмена позитивными эмоциями в процессе совместной деятельности.

Так же для родителей в старшей группе была организована фотовыставка «У кого всех лучше мама? У меня, у меня» где под каждой фотографией со слов детей были написаны отзывы о своей маме. А в средней группе  воспитатель организовала мини-интервью с родителями «Что такое семья?», где на листе ватмана родители сами писали ответ на этот вопрос.

Не забывая  о физическом здоровье,  воспитатели привлекли родителей к изготовлению «Нестандартного оборудования для физического развития детей». Родители проявили активное участие, изготовили много различного  оборудования и написали сочинения на тему «Мы хотим, чтоб наш ребёнок был здоровым».  В дальнейшем это оборудование останется в саду и будет использоваться в свободной деятельности детей для сохранения физического здоровья и развития двигательной активности.   

Продолжилась декада психологической акцией «Красочное настроение». Дети и родители отмечали своё эмоциональное состояние в календаре настроений, когда они приходили в детский сад, и с каким настроением уходили. Сотрудники тоже приняли участие в этой акции. Общий цветовой фон показал, что у родителей, как правило, преобладает позитивное, доброжелательное настроение; у сотрудников спокойное, уравновешенное, уверенное; а у воспитанников – солнечное,  яркое.  Вот такое настроение живёт в нашем детском саду!

Педагог-психолог в первые дни декады провела мониторинг в средней  и старшей группах.  С детьми средней группы был проведён  проективный тест «Моя семья», с целью выявления своеобразия эмоционального благополучия ребёнка в семье. Дети с удовольствием рисовали рисунок своей семьи, много комментировали по этому поводу. Интерпретируя тест, педагог сделала следующие выводы:  

Ø  дети, в основном  применяли яркие цветовые оттенки, фигуры людей имели достаточно большие размеры – это говорит о том, что дети были в хорошем настроении, раскованы, отсутствовало напряжение;

Ø  не было ни одного рисунка, где люди были бы с грустным выражением лица; дети рисовали членов семьи, как правило, стоящих радом или даже взявшись за руки – на лицо, хорошие внутрисемейные отношения, детки чувствуют себя в своих семьях комфортно

С детьми старшей группы прошло мини-интервью, с целью получения информации об особенностях семейного воспитания.  Ответы детей свидетельствуют о хороших, доверительных  отношениях с родителями, но большую привязанность дети испытывают к маме. По результатам диагностик были сделаны выводы и запланированы профилактические мероприятия. В младших группах психолог провела игровое занятие «Мамин день» (приуроченное к празднику). Цель занятия: оптимизация детско-родительских отношений, воспитание доброго отношения к маме. В средней группе педагогом-психологом была проведена акция «Цветок добрых слов». Цветок также даёт информацию о благополучии или же, наоборот, неблагополучии эмоционального статуса ребенка в семейной ситуации. На лепестках педагог записала хорошие, теплые слова родителям со слов детей. Цветок получился большим, красивым, его эстетично оформили и вывесили в приёмную – на радость родителям. В старшей группе психологом было проведено занятие «Я и моя семья», целью которого было воспитание любви и уважения к семье.

            Учитель-логопед провела в течение декады фронтальные занятия на развитие связной речи в старших группах «Что такое семья», «Мои родственники, как их зовут», «Мамин день». Эти занятия также помогают формировать у детей дифференцированные представления о ближайших и дальних родственника как представителях определённого возраста и пола; формировать навыки взаимодействия с членами семьи с учетом их и своего возраста. На индивидуальных занятиях логопеда с детьми II младшей группы  проходило рассматривание фотоальбомов, беседа

на тему: «Какая моя мама (папа)», с целью углубить знания детей о роли родителей в их жизни. В младшей  группе проведены музыкально – дидактические игры «Мама и детки», «Где мои детки?», с целью развития звуковысотного слуха.

            Инструктором по физо в дни проведения декады были запланированы и проведены физкультурные досуги во всех возрастных группах.  Детям очень понравились эти игровые занятия, так как они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, конкурсов и аттракционов, а праздник – это всегда радость и веселье. Каждую пятницу инструктор проводит кружок по баскетболу «Весёлый мяч», проводился он и в дни декады. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, развивает чувство коллективизма.

            Музыкальный руководитель подготовила и провела все праздничные утренники.  Она - руководитель кружка «Двигайтесь, танцуйте на здоровье», поэтому в дни декады кружковая работа проводилась на тему «Музыкотерапия», ведь ещё с древних времён музыка оказывает благотворное влияние на психическое и физическое развитие ребёнка. На занятиях использовались релаксационные упражнения под музыку П.И. Чайковского.

            Воспитателями и специалистами ДОУ была запланирована и проведена следующая работа с родителями:

Ø  в младших группах запущен опросник «Какой я родитель», с целью выявления эмоционального отношения родителя к ребёнку и выявление особенности воспитательной позиции;

Ø  в старших группах - опросник «Детей воспитывают родители, а родителей?», цель которого, помочь родителям сделать определённые выводы относительно проблем воспитания ребёнка;

Ø  по результатам опросников родителям были даны психолого-педагогические рекомендации: «Влияние семьи на развитие ребёнка», «Искусство быть родителем»;

Ø  в приёмных оформлена наглядная консультация: «Права ребёнка», «Кодекс материнской нежности», «Семья – это важно», «Отец как воспитатель», «Поговори со мною мама», «Роль ребёнка в семье», «Дети учатся жить у жизни», «Игры на лыжах», «Спортивные игры детей дома, «Влияние музыки на психику ребёнка».

В течение декады 2 раза были проведены педагогические советы, на которых были затронуты следующие темы:

Ø  I пед. совет: «Куклотерапия», «Сказкотерапия»,  «Цветотерапия» - адаптация ребёнка в сложных семейных ситуациях через терапию… , «Развитие эмоциональной сферы дошкольников в театрализованной деятельности», «Детский сад и семья – единое образовательное пространство», «Оздоровительные мероприятия»;

Ø  II пед совет: «Роль семьи в создании условий психологического благополучия ребёнка»,  «Формы работы с семьёй внутри детского сада», «Психологическое  здоровье детей как цель и критерий успешности работы дошкольного учреждения», «Как физическое воспитание влияет на психическое развитие ребёнка».

Декада психологического здоровья ребёнка прошла очень насыщенно, интересно и увлекательно. Дети были очень активны, любознательны, эмоциональны. Узнали много нового и закрепили уже имеющиеся знания. Все мероприятия педагоги постарались запечатлеть на фотокамеру. Основной упор в проведении этих мероприятий делался на детей «группы риска». Все специалисты старались привлечь как можно больше таких детей организовать досуг, вовлечь в кружки  и оказать  психолого-педагогическую помощь им и их родителям.

Подводя итог, можно сказать следующее: Климат семьи – индикатор того, как все-таки в доме живётся ребёнку, что чувствует он, унижен ли, парит ли в небесах. Чем более ориентированы родители на предоставление возможности выбора ребёнку, понимают и чувствуют, чего хочет ребёнок, чем больше они уделяют ему внимание и ребёнок занимает важное место в их жизни, а также чем более чётко описывают они свои требования, сдерживают обещания, тем более психологически  благополучен ребёнок.

Родители нуждаются в помощи: им нужно помочь овладеть навыками, способствующими развитию позитивных детско-родительских отношений. А мы, педагоги, можем им в этом помочь,  проводя такие мероприятия.

 

Педагог-психолог Ю.П. Паршкова

Категория: Мои статьи | Добавил: Skvorcova (15.03.2014)
Просмотров: 1594 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: