Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ

Консультация для воспитателей и специалистов ДОУ

 

Тема: Родственные слова

 

В речи нет ничего, что не могло быть воспринято слухом, произно­шением, зрением,

что не опиралось бы на слуховые, произносительные, зрительные ощущения.

К.Д. Ушинский

 

     Многообразие семантики слов и их сложность в структурно-грам­матическом отношении являются причиной того, что многие слова незнакомы детям по лексическому значению, по грамматическим формам, по произношению, по нормативному ударению. Ограни­ченность активного словарного запаса детей, неумение отбирать из своей лексики и правильно употреблять в речи слова, наиболее уместные для какого-либо определенного высказывания, порождают многочисленные речевые ошибки. Эти упущения дошкольного воз­раста в дальнейшем могут вызвать сложности в овладении русским языком. Школьники, как правило, с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово. Ограниченный словарный запас, приблизи­тельное понимание семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики ни в разговорной речи, ни при письме.

     Устранить эти речевые недочеты можно только при система­тической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря.

     Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыс­лении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. При этом целесообразно использовать ассоциативную методику. Необходимо привлечь детей к активному участию в процессе словообразования. У ребенка должна быть мотивация его стремления понять смысл слова: узнать, как назы­вается заинтересовавший его предмет или новое явление. Когда у ребенка есть мотивация, он готов к тому, чтобы усвоить данное слово и затем использовать его в своей речи.

     Этому могут способствовать нетрадиционные задания в игро­вой форме. Нами подготовлены специальные пособия, которые содержат занимательный материал, позволяющий ребенку без особого напряжения усвоить новые для него понятия, формы языка. Для лучшего его усвоения предлагаются специальные приемы, которые помогут сконцентрировать внимание ребенка на материале.  Так, рядом с термином «родственные слова» упот­ребляется термин «семья слов». Слово может войти в активный словарь дошкольника только в том случае, если выражаемое дан­ным словом понятие будет усвоено ребенком, если он почувствует его логическую связь с другими известными ему понятиями.

     Предлагаемые игры и упражнения по подбору родственных слов представлены десятью «семьями», широко употребляемы­ми в активной лексике детей: Сад, Дождь, Гриб, Рыба, Зима, Снег, Мороз, Вода, Цветок. Они рассчитаны на детей седьмого года жизни и рекомендуются к использованию на занятиях по определенным лексическим темам. Важно придерживаться алго­ритма работы по обучению детей понятию «родственные слова». Предлагаемые задания имеют разную степень сложности. Педагог подбирает упражнения в зависимости от уровня развития детей.

     В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родст­венными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Дети усваивают значитель­ное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.

     Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.

     При разработке данного пособия использованы рекомен­дации Л.Г.Парамоновой и В.В.Коноваленко.

 

 

Памятка «Родственные слова»

Игры и упражнения

 

Упражнение «Найди лишнюю картинку»

Цель: Учить выделять лишние слова, отличающиеся по смыслу от группы родственных слов. Развивать зрительное внимание, мышление, память.

Оборудование: Карточки с тремя картинками.

Ход упражнения:

Воспитатель: Дети, посмотрите внимательно на картинки. Найдите «лишнюю» и объясните, почему она лишняя

(Зимующие, мороженое, зима)
 
 
(Снеговик, зимующие, подснежник)
 
(Зима, снежинка, Снегурочка)

 

 
 

Упражнение «Назови лишнее слово»

Цель: Учить находить «лишние» слова, не подходящие по значению ко всем остальным словам.

Ход упражнения:

Воспитатель называет родственные слова. Дети внимательно слушают, отыскивают и называют слова, не подходящие по смыслу

ко всем остальным словам. Упражнение заканчивается составле­нием предложений с этими словами.

Воспитатель:

  • Зимовать, зимушка, земляника, зимующие.
  • Земля, зимушка, зима, озимые.
  • Зимовка, зимовать, замораживать, зимняя.
  • Зимующие, морозить, зимовать, озимые.

 

Упражнение «Ребусы»

 

Цель: Учить ориентироваться в звукобуквенном составе слов. Совершенствовать навыки чтения.Развивать зрительное воспри­ятие, произвольное внимание, логическое мышление.

Оборудование: Карточки-задания.

Инструкция: Прочитай слово, расположив буквы по высоте.

Ход упражнения:

   (озимые)

 

 

Упражнение «Вспомни - назови»

Цель: Учить выделять родственные слова из прослушанного стихотворения. Развивать внимание, речеслуховую память.

Ход упражнения:

Воспитатель: Дети, послушайте стихотворение и назовите родственные слова.,

Зимушка — зима сменила

Дождь осенний на мороз,

Озимые снежком прикрыла

                   И щиплет ребятню за нос.

                   Медведь в берлогу на зимовку

                   Залег до будущей весны.

                   Клесты, зимующие птицы,

                   Гнездятся на ветвях сосны.

                   По-зимнему природа нарядилась,

                   И зимние забавы допоздна

                   Ребятам на прогулках подарила,

                   Покуда не пришла весна.

                                 (Кулакова Т.В.)

 

Упражнение   «Подбери родственные слова»

Цель: Учить образовывать родственные слова с помощью наводящих вопросов.

Оборудование: Цветные картинки (см. приложение)

Ход упражнения:

Воспитатель: Подберите, дети, родственные слова к слову вода, отвечая на вопросы. За правильный ответ выдается фишка. Как воду можно назвать ласково? Водичка. А как еще? Водица.

Как называется место (озеро, пруд, водохранилище, бассейн) скопления и хранения воды? Водоем.

Как называется сказочный герой, живущий в воде? Водяной.

Как называются растения, которые растут в воде? Водяные.

А как называется водяное растение, у которого нет деле­ния на корень, стебель и листья? Водоросль.

Как называется стихийное бедствие — затопление суши водой, вышедшей из беретов1? Наводнение.

Транспорт, который ходит по воде, какой? Водный.

Как называются лодки, которые ходят под водой? Под­водные.

А как называются моряки, служащие на подводном флоте? Подводники.

Как называется человек, плавающий под водой или за­нимающийся подводными работами в специальной водонепро­ницаемой одежде? Водолаз.

Кто возит воду? Водовоз.

Как называется стремительно падающий с высоты поток воды? Водопад.

Как называются птицы, которые плавают в воде? Водо­плавающие.

Как называется место на реке, озере, где поят скот или куда приходят пить звери? Водопой.

Что «проводит» воду в дома? Водопровод.

Как называются лыжи, которые едут по воде? Водные лыжи.

Как называется черепаха, плавающая и живущая в воде? Водяная черепаха.

Категория: Мои статьи | Добавил: Skvorcova (23.03.2015)
Просмотров: 443 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: