Паршкова Ю.П. Отчёт о проведении декады психологического здоровья

ОТЧЕТ

о проведении Декады психологического здоровья воспитанников

по теме «Социализация личности ребёнка-дошкольника на основе взаимодействия семьи и дошкольной образовательной организации».

 

            Семья и дошкольное учреждение – два наиболее важных института социализации дошкольников. Несмотря на различные воспитательные функции, для развития ребёнка необходимо взаимодействие семьи и детского сада. В дошкольном учреждении ребёнок получает всесторонне образование, приобретает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, проявлять собственную активность. Основная особенность семейного воспитания – эмоциональный микроклимат семьи, благодаря которому у ребёнка  формируется отношение к себе, определяется чувство самоценности, появляются ценностные ориентации и мировоззрение. По большому счёту, ответственность за воспитание  ребёнка несёт семья, а дошкольное учреждение призвано помочь, поддержать, направить и дополнить воспитательную деятельность родителей.

            Работа с семьёй – важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения – системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьёй. Ребёнок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

            Ребёнок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребёнка в дошкольном учреждении будут напрасными.

            В связи с этим тематика данной декады очень актуальна и все запланированные мероприятия в ДОУ направлены именно на взаимоотношении детского сада с семьёй.

            Цель: помочь современной семье в деле воспитания и образования детей, предупредить появление отчуждения между ребенком и его семьей.

Задачи:

  • довести до родителей истину, что право и обязанность воспитания их детей принадлежит им самим.
  • воспитать у родителей чувство уверенности в своих силах и мудрости.
  • пополнить знания родителей о воспитании детей общедоступными научными сведениями.
  • оказать помощь в управлении собственным поведением и поведением детей.
  • обучить родителей общению с детьми.
  • оказывать помощь в разумном выстраивании отношений с ребенком.
  • вовлечь родителей в орбиту педагогической деятельности, заинтересовать в воспитательно-образовательном процессе, как необходимости развития собственного ребенка.

 

Предварительная работа включала разработку программы на Декаду психологии: это выпуск памяток, консультаций в информационные стенды по проблемам развития детей, подборку материалов для психологических тренингов с детьми и родителями, разработку конспектов занятий, игр с детьми. При реализации мероприятий Декады  стремились, чтобы каждый день вызывал у детей и взрослых положительные эмоции, был пропитан живым общением.

Утренняя встреча в саду обязательно начинается с «круга радости», игры-приветствия несут позитивный настрой ребятишек на целый день.  Затем, обязательное продолжение - «Весёлая зарядка», которую воспитатели всех возрастных групп проводят совместно с инструктором по физической культуре. Ведь физическое воспитание – это основа для общего развития ребёнка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики. Не забывали мы и по пальчиковые игры, игры – хороводы, подвижные игры,  которые вызывают у детей только положительные эмоции.

В начале декады  в I-ой мл. группе педагог-психолог провела игровые – занятия «Непослушные мышата» основной целью которого было: формирование у детей положительной самооценки;  на следующий день совместная работа с воспитателем  - «Моя вторая мама», цель занятия: воспитание доброго отношения к воспитателю.

На протяжении декады воспитатели проводили беседы с детьми: «Поговорим о семье», «Взрослые и дети», «Доставляй радость людям добрыми делами», «Почему взрослые хмурятся», «Кем я хочу быть в детском саду», «Мои друзья». Цель этих бесед помочь детям научиться принимать себя, свои  достоинства и недостатки, осознавать собственную ценность и уникальность.  Помочь ребятам  научиться принимать других людей, осознавать ценность и уникальность каждого человека вне зависимости от возраста, статуса и национальности. Воспитывать уважительное отношение к окружающим; развивать  такие качества личности, как сочувствие, отзывчивость; формировать умение оценивать свои поступки и поступки других людей; вызвать интерес к  эмоциональному миру взрослых; развивать умение замечать по мимике, жестам эмоциональное состояние взрослых.

Через НОД по теме "Когда тебя обижают" дети старшей группы были ознакомлены с их правами. В активный словарь детей были введены понятия: “безопасные условия”, “нарушения прав”, “нанесение обиды”, “откровение”.   Предварительно был прочитан   рассказ К.Ушинского «Сила не права».

Учителем-логопедом проведены  фронтальное занятие по развитию связной речи «Что такое семья?» подготовительная группа; подгрупповое занятие «Семейный альбом» ФФНР средняя группа; подгрупповое занятие «Семья» ОНР средняя группа с целью: развивать навыки связной речи, познавательную деятельность; упражнять в согласовании имени существительного с прилагательными; формировать дифференцированные представления о ближайших и дальних родственниках как представителях определенного возраста и пола; формировать навыки взаимодействия с членами семьи с учетом их и своего возраста.

Коллективно была организованна акция «Счастливый ребёнок» - что же может вызвать улыбку у ребёнка, что доставляет радость, вызывает смех, положительный и доброжелательный настрой? В ходе акций из фотографий были составлены коллажи и вывешены на радость родителям в приёмных. Также в приёмных были оформлены чудесные коробочки под названием «Мы вместе!» - почтовый ящик (обратная связь) для интересующих вопросов, предложений, пожеланий. Все предложения родителей обязательно будут учтены и проведены консультации на интересующие темы.

Педагог-психолог провела анкетирование родителей «Мой стиль воспитания ребёнка в семье» с целью изучить стили воспитания воспитанников в семьях.

В результате проведённого опроса были сделаны следующие выводы:

  • 24,5% – семье присущ стиль авторитарного воспитания, мало доверия к ребёнку и учёта его потребностей;
  • 69% – стиль воспитания в семье, при котором признаётся право ребёнка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки;
  •  6,5% – стиль воспитания без особых попыток понять ребёнка, основные методы порицание и наказание.

По результатам опроса были сделаны выводы и запланированы профилактические мероприятия для родителей и педагогов.

А начиная со II-ой мл. группы с детьми было проведено тестирование на определение эмоционального состояния, отражающего отношения ребёнка к дошкольному учреждению.

  • II-я мл. гр.: «Домики», методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда.

У всех из опрошенных детей отмечено активное и доброжелательное участие в задании. Домики, в основном, выбирают желтого и красного цвета. В детском саду нравится играть и общаться с детьми и взрослыми, кушать. Не нравятся поступки некоторых детей (один ребёнок отвечая на последний вопрос сказал что ему не нравится, когда дети дерутся). Выбор домиков и действия детей сопровождаются речью. На основании полученных данных можно выделить положительный тип отношений к детскому саду (отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания).

  • ср. гр.: «Кружочки», методика была разработана с опорой на «Цветовой тест отношений» А. М. Эткинда.

У всех из обследованных детей отмечено активное и доброжелательное участие в задании. Дети охотно и быстро принимают ситуацию, охотно вступают в контакт с экспериментатором. Отмечена нормальная речевая активность. Преобладает выбор оранжевого цвета, что обозначает – радостное, приятное эмоциональное состояние ребёнка. Встречается, но очень редко выбор черного цвета и встречается он при закрашивании последнего кружочка – это говорит о том, что единственная негативная эмоция у ребёнка в детском саду связана со сном. Дополнительный вопрос подтверждает, что дети не любят дневной сон. На основании полученных данных можно выделить положительный тип отношений к детскому саду (отмечается у детей с явным преобладанием позитивных эмоций в ходе выполнения задания).

  • ст. гр.: проективный тест «Я в свое группе детского сада».

Дети с удовольствием рисовали на заданную тему, много комментировали по этому                    поводу. Интерпретируя тест педагог сделала следующие выводы: 

  • каждый ребёнок обязательно нарисовал на рисунке самого себя – это значит, что события, происходящие в детском саду, являются для детей  личностно значимыми;
  • на рисунках детей присутствуют другие дети из группы, воспитатель, игровое поле, игрушки – их наличие говорит о множестве разнообразных связей и отношений к ним;
  • изображённые цветы – свидетельствуют о «мире» в душе;
  • из педагогов дети рисуют воспитателя, встречаются инструктор по физической культуре и педагог-психолог – значит эти педагоги значимые для конкретного ребёнка;
  • о положительном эмоциональном настрое свидетельствует использование детьми теплых тонов (жёлтый, розовый, оранжевый) и спокойно холодных (синий, голубой, зелёный).

После чего дети совместно с психологом рисовали на мокром песке, что способствовало  регуляции психоэмоционального состояния. Дети с удовольствием возятся в песке, ведь это так напоминает о лете. А в старшей группе был проведён тренинг с детьми «Птичка моего сердца», что также способствует обучению саморегуляции.

            Инструктором по физической культуре был организован конкурс рисунков в совместной деятельности детей и родителей «Спорт мой лучший друг!».  Для детей всех возрастных групп во второй половине Декады педагогом были организованы развлекательные досуги. .  Детям очень понравились эти игровые занятия, т.к они включают в себя разнообразные виды физических упражнений в сочетании с элементами драматизации, хореографии, конкурсов и аттракционов, а праздник – это всегда радость и веселье. Каждую пятницу инструктор проводит кружок по баскетболу «Весёлый мяч», проводился он и в дни декады. Приобщение к спорту с раннего детства даёт человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, чёткость и быстроту реакции, развивает чувство коллективизма. А в последний день Декады на базе ДОУ «Ёлочка» прошёл лыжный марафон, где дети нашего сада заняли  II  призовое место – за что большое спасибо родителям и педагогу за подготовку детей.

Учитель-логопед провела анкетирование детей  старшей группы на тему «Семья глазами ребенка». При подведении итогов надо отметить, что многие родители не имеют возможности уделять достаточно времени общению со своим ребенком, и культура семейного общения постепенно сужается. Дети предпочитают больше времени проводить в детском саду, чем дома.

Проведена        с родителями мини лекция на тему «Влияние детско – родительских отношений на формирование личности ребенка». В ходе собрания обсуждались интересные темы,  педагог отвечала на вопросы родителей,  предлагая нестандартные  решения сложных вопросов. В конце собрания раздала родителям буклеты с советами, высказываниями педагогов о воспитании детей.

     Организован и проведен конкурс – игра «Какая моя семья» во всех возрастных группах. Родители приняли активное участие, было написано много красивых, нежных слов о своей семье.

                Эффективными формами работы с родителями является анкетирование. Родителям была предложена анкета «Шкала привязанности ребенка к членам семьи». Анкетирование родителей позволило выявить психологический климат в семье и взаимоотношения детей с родителями и родственниками семьи. Анкета  позволила сделать следующие выводы: 87%  детей - выбрали маму, 11%  -   папу, 1% - бабушку. 1% - брата.

       Через игры «Зайка и слоники», «Волшебный стул», «Выбирай цветок», «Нам не тесно» педагоги учили формировать у детей чувство доверия и уверенности в себе. В старшей группе воспитатель познакомила детей с новой игрой «Звёздочка», в которой они могли выразить свои отзывы и членах семьи и о сотрудниках детского сада. При помощи упражнения «Болезнь куклы» и дидактической игры «Маленькие помощники» дети средней группы учились сопереживать, сочувствовать, внимательно относиться к больному. Развивали умения проявлять заботу о близких людях, понимать их эмоциональное состояние по мимике, интонации голоса. Дети учились указывать помощь, успокаивать, сочувствовать; совместной деятельности и общению. Также в средней группе, хорошо знакомая сказка «Репка» (игра-имитация) помогла в воспитании у детей чувства взаимопомощи, развитии выразительности интонации, мимики, движений. В совместной деятельности с воспитателем детьми старшей группы был составлен коллаж «Хорошо в саду моём». С помощью рисунка  ребята предавали впечатления о детском саде, учились сохранять доброжелательные отношения друг к другу, чувства принадлежности к группе; развивать положительную самооценку.    

       В рамках дня открытых дверей очень интересно и насыщенно  провели экскурсию по детскому саду для родителей и детей воспитатели I и  II   мл. групп. Родители по новому взглянули на такой уже привычный и родной детский сад. Обратили внимание на новые мини-музей созданные руками сотрудников ДОУ, а ребятишки с удовольствием помогали педагогам, дополняя и комментируя их рассказ. В завершении экскурсии родители с детьми посетили сенсорную комнату, где педагогом-психологом был проведён для них тренинг «Учимся понимать друг друга».      

       Музыкальный руководитель провела самостоятельную творческую деятельность с детьми «Сочини свой танец», ведь ещё с древних времён мы знаем, что музыка оказывает благотворное влияние на психическое и физическое развитие ребёнка.

        

         Старший воспитатель подготовила детей из младшей и средней группы к конкурсу чтецов «Живая классика», который прошёл в дни проведения Декады на базе ЦРР «Родничок» - дети награждены сертификатами. Особая благодарность родителям за подготовку детей.

       В течении декады 2 раза были проведен педагогический четверг, на которых были затронуты следующие темы:

  • I педагогический четверг.
  • «Преступление и наказание» - педагог-психолог;
  • «Я здоровье берегу, от болезней убегу» - инструктор по физ. культуре + мед. сестра.
  • II педагогический четверг.
  • «Жестокое обращение с детьми» - педагог-психолог;
  • «Музыкотерапия в ДОУ» - музыкальный руководитель.

Для родителей  оформлены буклеты, памятки, консультации на темы:

  • «Влияние музыки на психику ребёнка» - музыкальный руководитель;
  • «О правилах жизни ребёнка в семье» - педагог-психолог;
  • «Организация совместных физкультурных занятий» - инструктор по физ. культуре;
  • «По предупреждению инфекционного заболевания (грипп) - мед. сестра;
  • «Когда вы выбираете наказание, успейте взвесить его вред и пользу для ребёнка» - педагог-психолог;
  • «Как научить ребёнка не перебивать взрослых» - учитель-логопед;
  • «Как развивать у ребёнка чувство собственного достоинства и уверенности в себе» - воспитатель II мл. группы;
  • «Что нужно знать о гриппе» - мед. сестра;
  • «Кашель» - мед. сестра.

В завершении декады  была организована выставка «Семейные таланты». Всегда возникает желание привлечь родителей к взаимодействию с детьми, развивать творческие способности, фантазию, воображение вызвать положительные эмоции, радость от общения с детьми.  Спасибо родителям, их фантазия безгранична!                                 

Очень интересно прошло заключительное мероприятие мини-интервью «Говорят дети», в котором дети давали советы своим родителям. Ребята свободно высказывали свои мысли, пожелания. Иногда серьёзные, иногда смешные.

 

      Декада психологического здоровья ребёнка прошла очень насыщенно, интересно и увлекательно. Дети были очень активны, любознательны, эмоциональны. Узнали много нового и закрепили уже имеющиеся знания. Все мероприятия педагоги постарались запечатлеть на фотокамеру. Основной упор в проведении этих мероприятий делался на детей «группы риска». Все специалисты старались привлечь как можно больше таких детей организовать досуг, вовлечь в кружки  и оказать  психолого-педагогическую помощь им и их родителям.

      Содержательные мероприятия обеспечили интеллектуальное и эмоциональное единство всех членов коллектива детского сада, родителей и воспитанников. Благодаря этому в ходе Декады был реализован режим диалога и позитивного общения, достаточно редкого в нашей суетной жизни!

 

 

Отчет подготовила педагог-психолог: Паршкова Ю.П.

 

 

                                                                                       

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Skvorcova (06.04.2015)
Просмотров: 1483 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: